Что значит факт…???

Самый интересный и полезный справочник ответов на вопрос "Что значит"?

Статьи

янссон сказки про муми тролля о чем

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Янссон Туве “Муми-тролль и комета” Читательский дневник, краткое содержание

Янссон Туве “Муми-тролль и комета” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Янссон Туве

Название: “Муми-тролль и комета”

Жанр: сказочная повесть

Тема произведения: дружба и взаимовыручка

Число страниц: 146

Главные герои и их характеристика

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Земле угрожает опасная комета и Муми-тролль с друзьями отправляются в обсерваторию. Комета проносится мимо Земли, но путешествие не было напрасным, ведь в пути Муми-тролль нашел новых друзей.

Сюжет — краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод со спасением фрекен Снорк от ядовитого куста. Муми-тролль еще раньше нашел браслетик девочки и очень хотел сам отдать его. А тут подвернулся такой замечательный случай.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Нельзя отчаиваться и терять надежду.

Чему учит эта книга

Повесть учит дружбе и взаимовыручке, учит дорожить своими близкими и родными, учит забывать о себе, ради спасения любимых. Учит верить и надеяться на лучшее. Учит тому, что безвыходных ситуаций не бывает.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта необычная повесть. Ее главный герой, Муми-тролль, кажется мне очень милым и добрым. Да и все остальные герои повести внушают только уважение. В этом произведении нет ни одного отрицательного героя, и это мне понравилось больше всего.

Новые слова и выражения:

Обсерватория – место для наблюдения за звездами в телескоп.

Энтомолог – человек, который ловит и изучает бабочек.

Кондор – крупная птица, гриф.

Пословицы к произведению:

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Надежда умирает последней.

Друзья познаются в беде.

Доверять доверяй, да почаще проверяй.

Не всякому слуху верь.

Источник

Зачем нам муми-тролли: феномен сказочных повестей Туве Янссон

В темные и страшные военные времена, когда голод, холод и одиночество главенствовали в жизни, появился особый мир. Волшебный, теплый и уютный, слегка безалаберный, неупорядоченный, но прекрасный. В нем ели блины на лесных полянках и варили кофе в пещере над бушующим морем, красиво раскладывали ракушки вокруг клумб и писали мемуары, следили, как уплывают по речной глади маленькие кораблики вдаль, и танцевали в ночной чаще под губную гармошку, которая наигрывает песенку «Все зверюшки привязали бантики к хвостам»…

Этот мир, населенный удивительными маленькими существами, придумала Туве Янссон – художница и писательница шведского происхождения из Финляндии. Этот мир, центром которого является прекрасный Муми-Дален с голубым круглым домом муми-троллей, любят и взрослые, и дети во всем мире. В чем его секрет?

Есть книги, написанные для взрослых и про взрослых, которые понятны детям и любимы ими. Например, «Робинзон Крузо». А есть те, что созданы вроде бы для детей, но чуткий и думающий взрослый всегда найдет в них пищу для размышлений, увидит аналогии со своей жизнью. Таковы истории про муми-троллей.

Туве Янссон, создав уютный сказочный мир, заложила в него два уровня. Один – мир детства и нестрашных приключений, где всегда рядом мамины руки и успокаивающие ласковые слова, папины советы и помощь. Другой уровень – совсем не детский, он про страх и неизбежность смерти, про одиночество даже в веселой компании, про привязанность к вещам, про ложную и истинную свободу.

Туве Янссон не дает себе труда объяснить законы придуманного мира, как это делает, например, Толкиен. Она сразу же погружает читателя в повествование, ему некогда разбираться, кто такие хемули и филифьонки, почему они именно такие, какие есть. Читателю приходится принимать этот мир на веру, разбираться в нем по ходу дела, отсеивать лишнее, находить главное. И если он, отринув свое взрослое ощущение значимости и собственной важности, вытравив из себя того самого хемуля, доверчиво идет за писателем, он вдруг обнаруживает, что понимает. Что истории Муми-Далена находят отклик в его сердце. Вот почему это одна из самых популярных книг в мире.

Многие могут здесь возмутиться: а зачем нам эти детские сказочки? Да и детям не лучше ли читать что-нибудь поучительное, что-нибудь про благонравных мальчиков и девочек, про подвиги, про самопожертвование?

Конечно, такие книги читать надо – если написаны они на достойном литературном уровне. Но и муми-тролли важны. И хемули, и филифьонки, и Снусмумрик, и страшная Морра, и таинственная Туу-Тикки, и даже смешные бестолковые Тофсла и Вифсла. Потому что Туве Янссон тонко, остроумно, иносказательно – а потому совершенно необидно – показала нам нас самих. Какие мы есть. Какими должны быть. Какими становимся, если нас разрушают страсти. Всё это есть в таинственной и мудрой сказке писательницы.

Это мы сами. Какие мы есть. Какими должны быть. Какими становимся, если нас разрушают страсти

Если представить себе мир муми-троллей как большой драгоценный камень (например, королевский рубин из повести о волшебнике – почему бы и нет?), то каждый герой книги – это определенная грань. У каждого своя вселенная, собственные мысли, беды, радости, чаяния, вершины и провалы. И если уж рассматривать Муми-Дален, то делать это нужно в первую очередь через его обитателей.

Муми-тролли

Это семейство, как торжественно называет их Туве Янссон, – центр, средоточие ее сказочных повестей. Мама, папа и сын – дружные и безусловно друг друга любящие, слегка безалаберные, гостеприимные и тонко чувствующие красоту существа. Их круглый голубой дом на берегу реки всегда полон гостей, которые приходят без приглашения и живут, сколько им вздумается.

К муми-троллям тянутся все – от громкоголосых хемулей до маленьких, пугливых зверьков. Именно к ним Тофсла и Вифсла тащат свой таинственный чемодан, к ним возвращается каждую весну свободолюбивый Снусмумрик и Туу-Тикки приводит малютку-невидимку, пострадавшую от теткиной критики, а хемуль и филифьонка решают прийти в гости, хотя и не знакомы лично с хозяевами, маленький хомса мечтает о муми-маме и Муми-Далене. И даже одинокая и вечно холодная Морра приползает посмотреть на огонек их лампы.

В чем секрет муми-троллей, почему они так популярны среди мелких зверьков? А всё просто: их секрет в любви.

Всё просто: секрет мумии-троллей – в любви

Муми-папа любит муми-маму. Он редко выражает свою любовь, да и делает это своеобразно. Но если приглядеться – сколько в этом уважения и нежности! Когда мама хочет купаться, папа сажает в лодку всю семью и отправляется в плаванье. А перед путешествием на маяк он запрещает ей грузить вещи: она должна ступить на борт налегке. И на маяк она входит первой: папа как бы отмечает в самые важные моменты, что мама – это точка отсчета, это самое главное и важное, что есть у него.

А муми-мама выполняет очень важную задачу: она согревает и освещает тех, кто рядом с ней. Это сложно: порой маме хочется отдохнуть и посвятить немножко времени самой себе: «Больше всего на свете она любила спать, когда дождь барабанит по крыше» («Шляпа волшебника»); «Следующей весной я должна проснуться раньше всех, – повторила мама. – Чтобы немного пожить спокойно и делать всё, что захочется» («Волшебная зима»).

Лично меня пример муми-мамы вдохновляет. Она всегда спокойна. Она поддерживает своих близких, причем делает это так деликатно, щадя их чувства, что они ощущают себя значительными, а свои свершения – исполненными смысла. Мама молча приносит карамельки папе, занятому литературным трудом. Она умеет подбодрить Муми-тролля, когда ему тяжело, говоря простые, но очень мудрые слова: «Завтра будет новый длинный день, – сказала мама. – Твой собственный день с начала до конца. Это приятно, правда?» («Папа и море»).

Муми-мама никогда всерьез не сердится. Зато она обладает удивительным даром – умеет видеть прекрасное в обыденном и наслаждаться мелочами. И поэтому ее жизнь, которая, в сущности, вся отдана служению семье, не кажется ей тоскливой и однообразной. «Пойду-ка сварю кофе, – сказала мама. – А то я только и знаю, что сидеть и пробовать на вкус каждую минутку» («Папа и море»).

Муми-мама умеет видеть во всем хорошее и верить в добро даже в самой отчаянной ситуации. Когда в Муми-Дален приходит наводнение, она спокойно сидит со своей сумкой на крыше.

«Муми-папа обернулся к своей семье и сказал:

– Уверен, мы выберемся отсюда!

– Конечно, выберемся! – ответила мама. – Я сижу здесь и жду, когда появится наш новый дом. Лишь у негодяев всё плохо заканчивается.

– Не скажите! – воскликнул Хомса. – Я знаю негодяев, которым никогда ничего не грозит.

– Какая же должна быть скучная жизнь у этих бедняг! – удивилась мама».

Муми-тролли наивны в своей доброте. Они живут, не видя зла, полностью доверяют друг другу, поддерживают тогда, когда другие ругаются, спорят и обижаются. Вот мама, заметив, что папа разбил миску, радуется: «Это была ужасно некрасивая миска». Вот Муми-тролль думает, как хорошо лежать в кровати, когда ты болеешь и все за тобой ухаживают, но потом решает встать, ведь «будет еще интереснее позаботиться о маме, развлечь ее». А папа, вечно вынашивающий в голове глобальные проекты и философские идеи, понимает, что быть с родными – самое важное, важнее даже путешествий и открытия неизведанных земель.

Тут примут тебя любым, не упрекнут, а приласкают. Поэтому и тянутся в Муми-Дален все одинокие и обиженные

Семья в сказочных повестях Туве Янссон – это место безусловной любви. Там примут тебя любым, там не упрекнут, а приласкают. Поэтому и тянутся в Муми-Дален все одинокие и обиженные существа – отогреться там, где не задают лишних вопросов, а любят и заботятся.

«– Перепиши всё гекзаметром, – посоветовала Эмма. – И запомни, что в настоящей трагедии, написанной старинным стилем, все должны быть в родстве друг с другом.

– Но как же они могут так злиться друг на друга, если они в родстве? – робко спросила Муми-мама».

Снусмумрик

Однако вселенная Туве Янссон не ограничивается уютной гостиной и светлой верандой дома Муми-троллей. Писательница не дает нам утонуть и сыто задремать в этом уюте. И, словно порыв свежего и холодного ветра, словно пригоршня студеной воды врывается в этот мирок нечто молчаливое и свободолюбивое, вечно находящееся в движении и жаждущее нового. И имя ему – Снусмумрик.

Это таинственное существо с неизменной трубкой в зубах и губной гармошкой в руках, с палаткой за спиной и старой помятой шляпой на голове – антипод муми-троллей. И, при всей своей нежной любви к их семейству, Снусмумрик опасается уюта и размеренности их жизни: он даже ночует не в доме, а в палатке на берегу реки.

Больше всего Снусмумрик боится вещей, их власти над человеком. Он смеется над бытовыми хлопотами, над переживаниями Муми-тролля, потерявшего кофейник в горном ущелье, и искренне пугается, когда ему предлагают купить новые штаны – ведь они слишком новые. «Снусмумрик не понимал, какую радость доставляет обладание вещами» («Шляпа волшебника»).

Интересно, что Муми-тролль, искренне восхищаясь Снусмумриком, его путешествиями и свободой, не может бросить дом и оседлую жизнь. А независимый Снусмумрик, который носит в голове мелодии дождя и леса и не связан никакими вещами и обязательствами, вновь и вновь возвращается к семейному очагу муми-троллей. Так на стыке двух миров рождается гармония.

Впрочем, Снусмумрик тоже проявляет себя по-разному. Например, он прогоняет от себя маленького зверька Ти-ти-уу – и начинает мучиться угрызениями совести, чего с ним никогда не случалось. Он, больше всего ценящий независимость, вдруг оказывается ответственным за целую кучу приютских малюток – и варит им еду и стирает штанишки. А однажды ради своего друга Муми-тролля Снусмумрик добровольно отказывается от самого настоящего дракона – так дружба, честь и обязательства берут верх над независимостью путешествующего музыканта.

Шнырёк и Снифф

Снифф – это друг Муми-тролля. Это тот случай, когда рядом оказывается кто-то, кто, честно говоря, мешает. Он постоянно требует к себе внимания, обвиняет и обижается, шутит невпопад, что-то портит. При том что это существо – одинокое, беззащитное, жалкое и зависящее от тебя всецело.

Таков Снифф, прибившийся к Муми-троллю и его маме, когда те разыскивали отца семейства после наводнения. Его дружба с главным героем во многом построена на чувстве соперничества, да и на зависти – что уж тут хитрить. При этом семейство искренне любит Сниффа и не замечает его выходок. И секрет их прост и сложен одновременно: муми-тролли принимают зверька таким, каков тот есть.

Снифф видит плохое там, где его друг видит чудесное.

«– Погляди, какие волны!

– Похоже, они холодные и злые, – сказал Снифф. – Если окунешься в них, будешь мокрый, а поплывешь на них – тебя укачает и стошнит».

Снифф постоянно не удовлетворен жизнью, потому что он зациклен на себе, хочет обладать вещами

Снифф постоянно не удовлетворен жизнью, потому что он зациклен на себе. Он хочет внимания, хочет обладать вещами и поражать окружающих – и эти желания отнимают у него способность полноценно наслаждаться жизнью.

«– Я думал, что ты утонул! – воскликнул Снифф. – Или что тебя съела акула. Что бы стало со МНОЙ без тебя?»

Таков и Шнырёк – отец Сниффа, герой повести «Мемуары папы Муми-тролля». Он всё время суетится, перебирает и сортирует свою коллекцию пуговиц и в вечной суматохе не успевает наслаждаться жизнью. Снифф тоже постоянно мечтает о вещах, и эти мысли доставляют ему истинное мучение: он боится потерять, прогадать при обмене и словно бы не слышит задумчивой фразы Снусмумрика:

«Всегда тяжело, когда хочешь что-то иметь, унести его с собой, чтобы оно принадлежало только тебе. А я просто смотрю на них (драгоценные камни), а когда ухожу, они остаются у меня в памяти. Есть более приятные занятия, чем таскать чемоданы».

Хемуль

Хемуль – это большое громкоголосое создание, одержимое какой-то идеей, мешающее жить окружающим. Герои Туве Янссон – истинные скандинавы, им необходимо личное пространство, возможность спокойно поразмышлять, в молчании насладиться окружающим миром. Хемули – совсем другие.

В повести «Комета прилетает» хемуль собирает марки. Он боится их потерять, а потом томится, что его коллекция «полна и совершенна». В «Шляпе волшебника» он собирает уже гербарий. Не замечая красоты цветов, которые срывает, хемуль увлечен лишь их латинскими названиями и собственной ботанизиркой.

В повести «Мемуары папы Муми-тролля» встречается хемулиха, которая основала приют для маленьких подкидышей-троллят. Но даже в таком благородном деле она умудряется всё испортить: «Хемулиха чаще мыла подкидышей, чем прижимала их к сердцу».

А дальше перед читателем проходит целая вереница хемулей – разных и похожих одновременно. Их объединяет какое-то искаженное восприятие жизни, которое они навязывают окружающим. В «Опасном лете» сторож в парке запрещает смеяться, бегать и лежать на травке. В повести «Волшебная зима» появляется громкоголосый хемуль-лыжник, который принуждает гостей долины дышать свежим воздухом, плавать в ледяном море и делать зарядку. «Дитя-невидимка» открывает перед нами образ совершенно непохожего на своих собратьев хемуля, который мечтает об одиночестве, но счастья достигает лишь в служении другим. Зато у него есть куча громкоголосых, вечно хохочущих родственников, которые досаждают ему. Наконец, повесть «В конце ноября» снова знакомит нас с хемулем – тот опять бесцеремонно вмешивается в ход событий и всем мешает.

Правда, в повестях Туве Янссон царит такая доброта и понимание, что герои добродушно и дружелюбно терпят даже хемулей. И те порой меняются – что-то начинают понимать, становятся молчаливее, внимательнее смотрят вокруг, слушают, больше замечают.

Малышка Мю и малютка Нэнни

Еще один любопытный персонаж повестей о муми-троллях – Малышка Мю. Это олицетворение ребенка – такого, каков он есть: шаловливого и вредного, эгоцентричного, порой недоброго. Писательница как бы напоминает родителям: детей нужно любить всякими. Неидеальными, неласковыми, вредными. Как семейство муми-троллей, которое удочерило Малышку Мю.

Туве Янссон напоминает родителям: детей нужно любить всякими. Неидеальными, неласковыми, вредными

А подтверждает эту мысль дитя-невидимка – малютка Нэнни. Это зверек, который стал совершенно прозрачным от критики тетки, а она никогда не хвалила девочку, а только воспитывала и недовольно ворчала.

Малютка Нэнни очень боязлива. Она ни с кем не разговаривает, только ходит хвостом за Муми-мамой. Постепенно, благодаря ненавязчивой заботе семейства, Нэнни становится видимой. И вдруг выясняется, что она совсем не милая: мордочка у нее недобрая, зубки острые, и вообще она стоит малышки Мю, злобно и заливисто хохоча над упавшим с мостков папой.

Воспитание в повестях Туве Янссон – это не нотации и наказания. Это ненавязчивый пример и главным образом любовь и забота. Бескорыстная, не требующая ничего в замен. Та самая, от которой становятся видимыми самые забитые, ненужные и обиженные жизнью малютки.

Хаттифнаты

Таинственные, вечно заряженные электричеством хиттифнаты – путешественники. Они стремятся доплыть до горизонта, открыть неизведанные земли. Но и здесь Туве Янссон верна себе: из романтического и возвышенного образа странника она создала образ сомнительный, комический и жутковатый одновременно и не очень-то привлекательный.

«И только хаттифнаты, сидя в лодке, равнодушно смотрели вдаль на линию горизонта. Им было всё безразлично и хотелось всё плыть да плыть, всё вперед, от одного незнакомого места к другому».

(Маленькие тролли и большое наводнение)

Хаттифнаты пробуждают в душе папы, да и Муми-тролля тоже, сильное и необъяснимое желание уйти, уплыть, что-то поменять, стать кем-то другим – тем, кем ты не являешься. Как правило, эти попытки не заканчиваются ничем серьезным. Цель хаттифнатов не ясна, да и вообще не понятно, есть ли она у них, и вдруг выясняется, что ты нужен здесь, на своем месте, своим близким, а не где-то на краю света в лодке с существами, которым ты не нужен.

Филифьонка

Филифьонка – тощая, с острой мордочкой и большими глазами. Она тоже любит вещи. Правда, в привязанности филифьонок к их салфеточкам, сервизам, чайным столикам и вазочкам чувствуется что-то нервное, вынужденное, лишенное той страсти к обладанию, которая есть, например, у Сниффа. Филифьонка живет не свою жизнь, потому что так принято.

«Но поскольку Филифьонка уже успела написать всем родственникам о переезде, она решила: менять дом неудобно. Родственники могут подумать, что она перекати-поле».

(Филифьонка, которая верила в катастрофы)

Филифьонка – антипод Муми-мамы. Она одержима порядком, боится чужого мнения и не может определиться, как же ей поступить и чего она хочет. Правда, в повестях Туве Янссон всегда происходит что-то переворачивающее жизнь этого существа – и выясняется, что и боялась она зря, и никому нет дела до ее жизни, и многие годы потеряны впустую. Но в этом нет безысходности – всегда наступает момент, когда начинается настоящая жизнь – та самая, о которой филифьонка мечтала.

Морра

В повестях Туве Янссон есть только одно страшное, монстроподобное существо – это Морра. Она никого не трогает, не причиняет зла, но тем ужаснее ее молчаливое бесстрастное внимание к свету, желание погасить его.

Морра распространяет вокруг себя холод: под ее тяжелыми лапами промерзает земля и гибнет трава, а море становится льдом. Она никуда не торопится и готова ждать целую вечность. «У Морры было время. У нее не было ничего, кроме времени» («Папа и море»).

И это таинственное, страшное и одинокое существо пытается понять Муми-тролль. Словно зачарованный, выходит он каждую ночь на берег моря с лампой и смотрит, как пляшет Морра, как она поет свою жуткую песню. И однажды он понимает: Морра приходит не к свету – она приходит к нему. Она тоже нуждается в участии.

Повести о муми-троллях обязательно нужно читать с черно-белыми авторскими иллюстрациями. Туве Янссон в первую очередь художник: она умеет несколькими штрихами передать и настроение, и атмосферу. Зато пониманию сюжета совсем не повредит чтение повестей в произвольном порядке: например, «Шляпа волшебника» интересна малышам 5–6 лет, а вот «В конце ноября» – произведение для детей гораздо старше.

А вообще, если откинуть все наши взрослые предубеждения и взглянуть на мир, придуманный Туве Янссон… именно по-детски, глазами евангельских «чистых сердцем», то можно увидеть многое. Как она смеется над скандинавской рациональностью, запасливостью, маниакальной аккуратностью. Как любит скандинавское же стремление к уюту и теплу – а как иначе жить в стране с ледяными ветрами и бескрайними болотами? Повести начали рождаться в темные времена Второй мировой – и безалаберная, щедрая до безрассудства, гостеприимная, а главное – любящая семья Муми-троллей олицетворила всё нежное, хрупкое и жизненно-необходимое, что было особенно беззащитно перед этой бедой.

Источник

История

Как возникло слово «муми-тролль», откуда взялись Тофсла и Вифсла, в каком порядке нужно читать книги Туве Янссон и другие важные вопросы

Муми-тролли — одни из самых популярных сказочных персонажей ХХ века, благодаря которым их создательница Туве Янссон стала символом Финлян­дии. Уже многие десятилетия о жителях Муми-долины снимают мульт­филь­мы, существует огромная линейка сувенирной продукции, музей муми-трол­лей, тематические парки в Финляндии и Японии (где скоро откроется уже второй парк). Цикл о муми-троллях — не просто увлекательное чтение для де­тей, но многогранные художест­венные тексты, занимающие фило­логов, психологов, философов, искусствоведов в той же мере, что и чита­телей всех возрастов. Как у шведо­говорящей финки получилось создать попкультурный миф такого масштаба?

Кто такая Туве Янссон

Туве Марика Янссон (1914–2001) — не только создательница мира муми-троллей. Ее книги «Дочь скульптора» (1968) и «Летняя книга» (1972) переве­дены на многие языки и считаются классикой финской литературы. Сама же Янссон считала себя прежде всего художницей: она писала картины всю жизнь, экспериментировала с самыми разными техниками и худо­жест­венными направлениями (от импрессиониз­ма до абстрак­циониз­ма), участвовала во многих выставках. Особенно известны ее росписи стен в административных зданиях в разных городах Финляндии и даже алтаря церкви в городе Теува.

Туве начала рисовать в раннем детстве. Ее отец, Виктор Янссон, был известным скульптором, а мать — шведка Сигне Хаммарштен-Янссон — художницей-графиком и иллюстра­тором (она нарисовала сотни марок для Финляндии, обретшей в 1918 году независимость). Братья Туве Янссон тоже выбрали творческие профессии. Пер Улоф стал фотографом, а Ларс — графиком и иллюстратором: многие годы он помогал сестре рисовать комиксы о муми-троллях, а с 1960 года по работал над новыми выпусками уже в оди­ночку (когда контракт закончился, Янссон устала от работы и не стала продлевать его). И все же несмотря на то, что Янссон — художница, карика­турист, иллюстратор, автор нескольких романов, сборников рассказов, пьес и сценариев, национальное, а затем и мировое признание она получила именно как автор «Муми-троллей».

Как появились муми-тролли

В 1939 году начинающая художница Туве Янссон была в ужасе от событий, происходивших в Европе и в Финляндии, и, судя по ее письмам и дневникам, понимала, что надвигается еще бо́льшая катастрофа:

Первое издание книги «Маленькие тролли и большое наводнение». 1945 год © Söderström & Co

В 1939 году образ Снорка лег в основу истории о маленьких троллях и потопе. Тогда же Янссон решила дать этому персонажу и его семье общее название — муми-тролли. Книга могла так и остаться незаконченной и неизданной, если бы не друзья Янссон и в первую очередь ее возлюбленный — политик и интеллектуал Атос Виртанен, за которого она хотела выйти замуж (но так и не вышла). Именно он поддержал Туве и неоднократно говорил о том, что история муми-троллей — это детская сказка, которую должен увидеть мир.

Хронология

Так как текстов о муми-троллях по-настоя­щему много и не все они переведены, в их хронологии довольно легко запутаться. Выходили они в следующем порядке:

1945 — «Маленькие тролли и большое наводнение»
1946 — «Комета прилетает» В 1956 году вышла новая редакция текста под названием «Муми-тролль и комета», в — еще одна версия.
1947–1948 — комиксы о муми-троллях на шведском в газете Ny Tid
1948 — «Шляпа волшебника»
1950 — «Мемуары папы Муми-тролля»
1952 — книжка-картинка «Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю»
1954 — «Опасное лето»
1954–1975 — комиксы о муми-троллях на английском в британском издании The Evening News Переводчиком на английский был брат Туве Ларс. С 1959 года он начинает работать над комиксами в качестве художника, а с 1960 года становится единоличным автором комиксов о муми-троллях.
1957 — «Волшебная зима»
1960 — книжка-картинка «Кто утешит Кнютта?»
1962 — сборник рассказов «Дитя-невидимка»
1965 — «Папа и море»
1971 — «В конце ноября»
1977 — книжка-картинка «Опасное путешествие»
1980 — «Непрошеный гость» Также переводят как «Мошенники в доме муми-троллей». Это книжка-картинка с фотографиями кукольной модели Муми-дома в качестве иллюстраций. Написана в прозе, переведена на английский, но очень мало известна и не входит в канон сказок о муми-троллях.
1993 — сборник «Песни долины муми-троллей» Книга песен, написанная Туве Янссон совместно с Ларсом (оба писали тексты песен, вдохновленных сказками о муми-троллях) и Эрной Тауро (автор музыки). В книге есть тексты и аккорды.

В каком порядке читать

В 1950-е годы Туве Янссон переводят на несколько языков, а ее комиксы о муми-троллях выходят в английской газете The Evening News. Первый перевод «Комета прилетает» на финский появляется только в 1955 году, а в 1967 году эта книга в переводе Владимира Смирнова становится первым изданием о муми-троллях в СССР.

В итоге «Комета прилетает» стала считаться первой книгой цикла, и дело не только в истории перевода. «Маленькие тролли и большое наводнение» отличаются от остальных сказок серии: муми-тролль и его семья в этой книге — это еще не нежные и трогательные существа, которых всегда пред­ставляет себе читатель, а как раз тролли, тощие и несуразные (это связано в том числе и с тем, что Финляндия голодала всю войну). Необычно и слово­сочетание «маленькие тролли» (småtrollen): в 1945 году издатели были уве­рены, что придуманное Янссон слово «муми-тролли» (mumintrollen) будет непонятно читателям, поэтому в названии лучше использовать всем известное слово. Однако именно в этой книге герои находят долину своей мечты, в кото­рую приплывает дом, построенный Муми-папой. Получается, что первая ка­тастрофа в жизни муми-троллей стала своеобразным актом творения муми-вселенной:

«Они шли целый день, и где бы они ни проходили, везде было прекрасно, потому что после дождя распустились чудеснейшие цветы, а повсюду на деревьях появились цветы и фрукты. Стоило им чуточку потрясти дерево, как вокруг них на землю начинали падать фрукты. В конце концов они пришли в маленькую долину. Красивее им в тот день видеть ничего не довелось. И там, посреди зеленого луга, стоял дом, сильно напоминавший печь, очень красивый дом, выкрашенный голубой краской.

— Это же мой дом! — вне себя от радости воскликнул папа. — Он приплыл сюда и стоит теперь здесь, в этой долине!»

Остальные книги тоже не принято читать в определенном порядке: в цикле нет сквозного сюжета, каждая история целостна и воспринимается как отдельная сказка или сборник рассказов. Однако, если все-таки прочитать серию в хроно­логическом порядке, можно заметить довольно важный мотив: как взрослеет Муми-тролль, как меняется его взгляд на мир и как он сталкивается со все более сложными философскими проблемами.

Финская исследовательница Туве Холландер, проанализировавшая иллюстра­ции к циклу о муми-троллях, пишет, что хронологический порядок чтения позволяет увидеть, как классическая идиллия постепенно превращается в более серьезный и печальный мир. Кроме того, становится понятно, что серия имеет циклическую композицию: в «Маленьких троллях» появляется семья, которая в конце книги находит лучший в мире дом; в последней книге цикла («В конце ноября») семья его покидает, и осиротевшие жители Муми-долины ждут возвращения тепла и любви.

Первое издание книги «Волшебная зима». 1957 год © Schildts Förlags

Некоторые исследователи делят девять книг о муми-троллях на приключен­чески-веселую и философскую части. Если первые пять книг насыщены событиями, то шестая («Волшебная зима») открывает новую сторону муми-мира: эта книга, как и следующие, — об отношениях и самопознании. Шестую книгу Туве написала после встречи с Тууликки Пиетиля, которая стала ее возлюбленной и прожила с Янссон вплоть до ее смерти. Именно она вдох­новила писательницу на новые книги и другой, более лирический взгляд на муми-троллей, хотя та была уверена, что устала от своих героев и не сможет написать ничего нового. Основными темами четырех «философских» томов цикла становятся процесс взросления Муми-тролля, обретение муми-троллями нового дома, ностальгия муми-мамы по старому дому и, наконец, переживание жителями Муми-долины потери муми-троллей и обретение себя.

Разворот из книги «Кто утешит Кнютта?». 1960 год © Schildts Förlags

Комиксы и книжки-картинки стоят особняком: это отдельная история, создававшаяся с расчетом на другую аудиторию. Комиксы Янссон писала для взрослых, некоторые из них отчасти дублируют и дополняют сюжеты книг, при этом в них больше агрессии, политики и черного юмора. Книжки-картинки в стихах «Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю», «Кто утешит Кнютта?» и «Опасное путешествие» адресованы в основном совсем маленьким детям. И совсем отдельно стоят малоизвестные книжка с фотоиллюстрациями «Непрошеный гость» (или «Мошенники в Муми-доме») и сборник песен «Песни долины муми-троллей», не переведенные на русский язык.

Что легло в основу цикла о муми-троллях

С одной стороны, книги о муми-троллях — совершенно самостоятельное явление. Янссон выдумывает свой собственный мир, фактически творит миф о счастливом месте и счастливых существах. Каждое из них она придумала и назвала, пополнив бестиарий европейской детской литературы множеством удивительных персонажей. С другой — нельзя не заметить, что у «Муми-троллей» много источников.

Дронт Эдвард, вдохновленный образом Додо из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, появляется в «Мемуарах папы Муми-тролля», а потоп из первой книги серии, «Маленькие тролли и большое наводнение», отсылает к эпизоду с морем слез Алисы. Янссон очень любила Кэрролла и даже сама проиллюст­рировала «Алису» для шведского издания 1966 года. А в «Опасном путешест­вии» обыгрывается «Алиса в Зазеркалье»: на первой странице книжки-картин­ки девочка Сусанна отчитывает кота за то, что он спит, когда ей хочется приключений, а «Алиса в Зазер­калье» начинается с ее диалога с кошкой Диной и ее котятами, которых она тоже отчитывает.

Источник