японская кукла кокеши что означает
Всё о Японии
Традиционные японские куколки кокэси изготавливаются из дерева и покрываются росписью. Вы можете найти их в различных городах Японии. Они продаются повсеместно: в сувенирных магазинах, в аэропортах, универмагах. Эти милые деревянные сувениры производятся только в шести северных префектурах острова Хонсю: Аомори, Акита, Иватэ, Мияги, Фукусима, Ямагата.
Куколки появились в конце периода правления клана Эдо, отмеченного в истории страны как эпоха процветания литературы, искусств и ремесел. Кокэси считается куклой эпохи японского возрождения.
Появление традиции
Куклу кокэси начали продавать в качестве сувениров в районах с горячими источниками в середине 19 века. Говорят, что некоторые ремесленники, которые делали деревянную утварь, стали делать из остатков материала деревянные куклы. В былые времена японские фермеры любили наслаждаться водами горячих источников в перерыве между полевыми работами. Таким образом, области горячих источников были местом, где собиралось много людей. Посетители покупали куклы для своих детей и в подарок знакомым. Оттенкам красного, используемым в росписи, приписывалась способность прогонять болезнь. Куклы приобрели репутацию своего рода оберега или талисмана. Они быстро набирали популярность. Техника создания кокэси развивалась, и со временем, куклы стали не просто сувениром, а народным художественным искусством.
Первое предназначение
Изначально деревянные куколки изготавливались в качестве первых игрушек для малышей. Форма кокэси наиболее удобна для захвата маленькими ручками. Игрушки полюбились не только детям, но и посетителям горячих источников, которые покупали их в качестве сувениров. Бытует мнение, что работники источников использовали кокэси в качестве инвентаря, для проведения оздоровительных процедур. Есть и другие версии возникновения ремесла, некоторые из которых, хоть и не находят подтверждения, но по-прежнему будоражат умы исследователей. К одним из таких предположений относится версия о символическом изображении в куклах — детей, ставших жертвой абортов. На эту версию натолкнулись лингвисты, выяснившие, что в японском языке, различные фонетические части слов могут иметь различные значения и соответственно могут быть представлены различными иероглифами, среди которых есть знак «ко», выражающий «ребенок» и «кэси», означающий «стирание» или «устранение». Таким образом, последователи этого толкования полагают, что милые и нежные маленькие куклы, сделанные из дерева, со сферической головой и цилиндрическим телом, могут являться олицетворением детей, убитых при рождении.
Детоубийство не было редкой практикой в сельских районах Японии в эпоху феодализма. Американский историк Томас К. Смит предполагает, что в восемнадцатом, начале девятнадцатого века, такая практика являлась отчаянным поступком в условиях нищеты, в качестве своеобразной формы планирования семьи. В городах и сельских районах страны на правительственном уровне было принято решение об отказе в продаже контрацептивов. Несмотря на официальный запрет абортов, для многих семей, детоубийство являлось необходимостью. Считалось большой неудачей и появление близнецов. Отсутствие ярко выраженных конечностей у кукол, с точки зрения приверженцев этой версии, только подчеркивает способ избавления от младенцев, туго завернутых в лохмотья перед кончиной. Да и японские приведения, представляются существами, лишенными ног. Куклы вырезались, чтобы заменить утрату ребенка.
Согласно другой версии, кокэси вырезались для всех детей при рождении. Считалось, что юная душа будет находиться в кукле, до поры взросления. Став старше, детская душа будет храниться в кукле, а взрослая — жить.
Традиционные и авторские куклы кокэси
В Японии много разновидностей кукол. На первый взгляд они могут казаться одинаковыми, но приглядевшись легко заметить, что каждая из них имеет свой почерк автора, особенности региональной принадлежности. Помимо всего их можно отнести к традиционным ремесленным образцам, так и к авторским образчикам. Традиционные отличаются простым дизайном, круглыми лицами и цилиндрическим телом. Если встречается образец с прической, вырезанной из древесины, значит перед вами образец авторской куклы. Оригинальные изделия производится в регионе Тохоку, который находится на севере страны. Мастер по производству кукол зовётся в Японии «ко зин», где первое слово означает выполнение работы с помощью инструментов, а второе – человек. Формы и узоры различаются в зависимости от области, в которой была сделана кукла. Секреты ремесла передаются от мастера ученикам.
Школы традиционной куклы кокэси
Сегодня сохранилось одиннадцать школ традиционной куклы кокэси. Каждая школа имеет свои характерные формы и узоры, которые отражают культуру области, которую они представляют. Школа Тсучию в префектуре Фукусима, школы Язиро, Сакунами, Наруку и Тогатта в префектуре Мияги, Ямагата, Хизиори и Зао в Ямагате, Кизияма в префектуре Акита, Нанбу в Иватэ и Цугару в префектуре Аомори. Традиция школы передается членам семьи, реже подмастерьям. Мастер долго осваивает и совершенствует навыки. В производстве в равной степени участвуют мужчины и женщины. Большинство современных ремесленников принадлежат к возрастной группе от 50 до 65 лет.
Золотой век кокэси
В начале 20 века изготовление кукол получило мощный толчок к развитию. Это заслуга стремительной индустриализации Японии. Регионы, славящиеся своими горячими источниками, принимали все больше и больше отдыхающих, каждый из которых увозил с собой сувенир. Однако после «золотого века» кокэси, последовал спад производства, из-за популяризации таких материалов, как олово и целлулоид. Интерес к исконному промыслу снизился.
В 1928 году вышла в свет первая книга, посвященная изучению этого ремесленного промысла. Ее написал японский исследователь Амае Томия.
Технология изготовления
Начинается изготовление куклы с поиска подходящей древесины. Мастер заготавливает древесину, складывает на просушку. После сушки древесину режут на куски, заданной длины, срезают лишний верхний слой, чтобы заготовка подошла для токарного станка. Этот труд требует физической силы и умственной концентрации, крепкой руки и зоркого глаза.
Мастера считают, что чем старше дерево, тем более «зрелая древесина», а стало быть краски лягут основательнее. Найдя заготовку, мастер закрепляет ее на токарном станке. В былые времена использовался ручной станок. Сначала придается форма голове, затем она полируется. С помощью кисти наносится рисунок волос. Раскрашивание происходит ещё во время вращения. Умелому мастеру достаточно лишь прикоснуться кистью к голове и вот, желанный орнамент уже готов. Далее идет изготовление туловища. Прикрепив другую болванку, из-под большого резца появляется тело. Более тонкими резцами вырезаются детали. После чего, сверлится отверстие в верхней части, в которое будет вставляться голова. Тщательно отполировав деталь, мастер приступает к ее преображению с помощью красок. Самой сложной задачей считается финальная сборка куколки. Мастера соединяют детали, используя возможности сухого фрикционного трения. Финальным штрихом является нанесение рисунка на лицо. Ошибиться на данном этапе — значит загубить все предыдущие усилия.
Краски и кисти
Украшение поверхности осуществляется с помощью традиционной японской кисти с использованием черных чернил, которые ремесленники готовят вручную, из пигмента и водной основы. Преобладающими цветами, используемыми в росписи, являются: красный, зеленый, фиолетовый и желтый. Синий не используется, так как считается холодным цветом. В отличие от синего, красный рассматривается как благоприятный, оберегающий теплый цвет. Наиболее часто он применяется на северо-востоке Японии с холодным зимним климатом, отягощенным частыми обильными снегопадами. Поскольку применяется краска на водной основе, необходимо держать изделия вдали от влаги и солнца. В противном случае цвета действительно исчезают: зеленый выцветает первым, красный и черный пропадают за ним.
Древесина
Различные мастера предпочитают использовать в работе разные породы дерева. Одним из наиболее популярных пород древесины является сакура, не менее востребован клен, в ход идет и хурма, и кизил, и груша. Древесина, используемая при изготовлении влияет на характер изделия. Так мастера добиваются разнообразных базовых оттенков. Структура древесины проявляется в конечной работе. Куклы, сделанные из сакуры темнее, а из японского клена получаются практически невесомые игрушки. Кизил очень популярен из-за своей мягкости и податливости. Первые традиционные куклы были выполнены именно из этой древесины, так как применяемый на заре ремесла ручной токарный станок легче справлялся с работой.
Традиционная роспись
Для каждого из одиннадцати регионов характерна уникальная роспись. Так для региона Тогатта сначала на токарном станке проводятся две линии по 6 миллиметров снизу туловища, и две линии в районе плеч, после чего изделие окончательно отшлифовывают. Сняв со станка, мастер наносит цветочные орнаменты. Первыми появляются контуры красных хризантем на туловище. Роспись проводится снизу с левой половинки. Завершив, мастер переворачивает куклу головой вниз и наносит рисунок на правую часть. Сменив цвет, в той же очередности рисунок дополняется листьями. На обратной стороне игрушки художник нарисует ирис, пион или цветущую сакуру. Красные цветы и зеленые листья будут раскрашены в той же последовательности, что и цветы на лицевой стороне куклы.
В Язиро, после полировки, кукла остается на токарном станке и линии рисуются кистью во время вращения. Затем голова прикрепляется к телу, и на токарном станке окрашивается верхняя часть головы в фиолетовый, зеленый, красный и желтый цвет. Комбинация и порядок цветов зависит от ремесленника. Сняв изделие со станка наносится сначала правая бровь, а затем левая, затем правое верхнее веко справа налево, а затем левое. После этого художник в два приема рисует нос, верхнюю губу, затем нижнюю. Некоторые ремесленники дополняют лицо, прорисовывая щеки. Контуры кимоно рисуют красными чернилами, начиная с воротника, заканчивая запахом.
Кукол из Сакунами сначала окрашивают на токарном станке толстыми и тонкими красными и зелеными линиями. У некоторых кукол есть только цветные линии, у других только рельефные украшения. Обычно более половины тела покрывают токарными линиями, а цветочные орнаменты рисуются только на центральной части. Сначала рисуют цветы, затем фиолетовые и зеленые листья.
В школе Хизиори линии токарного станка окрашиваются на отшлифованном теле широкими красными или зелеными линиями в сочетании с двухцветными тонкими линиями. Некоторые ремесленники окрашивают тело кокэси желтым. Затем игрушка покрывается хризантемами, выполненными свободными и мягкими прикосновениями.
Для школы Наруку характерно нанесений линии на неподвижный корпус. Первые толстые красные линии наносятся на нижнюю часть кимоно, а затем тонкие линии завершают отделку. После наносятся полосы на плечи. Далее художник использует зеленую краску подобным же образом. Нанесение цветочного орнамента проводится на неподвижной заготовке.
Подобно росписи тела, есть и принятые в каждой школе штрихи для окончательной прорисовки волос. Мастера делают около тридцати кукол в неделю. Эти показатели во времена повышенного спроса могли достигать дюжины в день. Старинные игрушки кокэси считаются антиквариатом. Их стоимость может составлять тысячи долларов.
Источник
Мир японских кукол КОКЭСИ» экскурсия и мастер-класс
Существует большое множество традиционных японских кукол. Искусство их изготовления развивалось в Японии с самых древних времен, а наивысшего расцвета достигло в период Эдо, длившегося до 1868 года.
Кокэси (или кокеши) – это традиционные японские куклы, выполненные из дерева
. Они имеют простую цилиндрическую форму. Их роспись включает в себя, как правило, различные вариации на тему растительного орнамента, цветов (хризантем и др.). А в качестве традиционной цветовой гаммы можно выделить такие цвета как красный, черный и желтый.
Появление одного из узнаваемых национальных символов Японии кокэси относят к середине-концу исторического периода Эдо
, когда их предлагали в качестве сувениров всем посетителям лечебных горячих источников в северном регионе Страны восходящего солнца Тохоку. Хотя их изначальное предназначение остается предметом исследований. Существуют предположения, что куклы имели важное духовное значение, обладали целительной силой (и в том числе, дарились детям в качестве оберега здоровья и роста).
Виды кокэси
Куклы делятся на традиционные и современные.
Классические кокэси
(dentou-kokeshi, яп. 伝統こけし) имеют более простую форму. Они изготавливаются в соответствии с первоначальной стилистикой и каноническими особенностями. Среди них выделяют порядка десяти-одиннадцати разновидностей (часто их наименования связаны с наименованием определенного онсена или местности). Одни из самых известных: тогатта и наруко.
Кстати, в Наруко, где согласно некоторым мнениям и появились кокэси, располагается японский национальный музей этих замечательных кукол. Традиционные виды кокэси отличаются друг от друга формой корпуса, головы, стилистикой рисования узоров и черт лица. На рисунке слева эти нюансы ясно представлены. У одних миндалевидные глаза, у других более округлые; у одних созерцательный спокойный взгляд, у других более энергичный.
Современные или авторские куклы
(shingata-kokeshi, яп. 新型こけし) имеют большее разнообразие форм, цветов, дизайна. Такие творческие кокэси стали активно появляться с середины XX века. И в целом, они не привязаны к какому-либо конкретному региону Страны восходящего солнца.
Куклы кокеши
Ккукл кокеши Kimmidoll «Канако (Яркость)».
Почитание культуры Востока и любовь к прекрасному вдохновили дизайнеров на создание удивительной линии восхитительных подарков и стильных предметов интерьера. Традиционные японские куклы Кокеши (англ. Kokeshi) являются прекрасным примером скромной и элегантной красоты Востока. Искусство изготовления кукол Кокеши уходит своими корнями в 19 век. В те далекие времена, крестьяне дарили друг другу такие куклы в знак Любви или Дружбы.
Именно философия дарить удачу и счастье близким людям лежит в основе бренда Kimmidoll (Киммидолл). Эти удивительные куклы уже покорили сердца в более чем 50 странах мира, включая Австралию, Великобританию, Францию, Италию, Испанию, Португалию, Нидерланды, Ирландию, Южную Африку, Новую Зеландию, Чили, Аргентину, Сингапур, Гонконг, Японию, Корею и Объединенные Арабские Эмираты.
Идея Kimmidoll (Киммидолл) — это создание семьи современных кукол Кокеши,
каждая из которых олицетворяет одну из «истинных ценностей жизни».
Недавно мы покупали книги серии Кокеши — Кимоно, и Юми. И с тех пор (книги — одни из любимых) очень хотелось найти в продаже самих куколок кокеши. И они наконец нашлись! И сразу много, в продаже здесь:
В продаже есть и просто куколки, и куколки кокеши на брелках. Есть разных размеров — размер мини, макси… Есть и очень большие, 40 см. Материал: искусственный камень (полирезин), высококачественный пластик.
Смотрите статью-обзор — подробные фото куколок кокеши.
— высота куколки кокеши — 6 см, диаметр — 3 см.
Макси-размер
— высота куколки кокеши 10-10,5 см, диаметр — 6 см. Высота куклы (без кольца) на брелках: 5 см.
Огромная коллекция и множество характеров помогут подобрать для каждого человека наиболее подходящий ему подарок. Эти милые куклы всегда будут напоминать о самых важных моментах в вашей жизни. Постоянное обновление линейки товаров, появление новых характеров и символов позволит вам всегда находить для себя что-то новое и необычное.
Все товары Kimmidoll (Киммидолл) объединяет желание сделать так, чтобы в вашей жизни всегда торжествовали доброта, счастье, радость и уважение.
«Кокеши» (японская матрешка) — это традиционная японская кукла. Дарится в знак дружбы, симпатии, любви или по поводу какого-либо приятного события! Считается, что это не только приятный сувенир, но и талисман, который приносит удачу в делах, благополучие в доме и гармонию в душе!
Помимо куколок кокеши, в каталоге есть также сумочки, чехлы для телефона, браслеты, зеркальца, косметички в стиле кокеши, с их изображениями.
Процесс изготовления
Поскольку кокэси сделаны из дерева, хранить их необходимо в сухом помещении (с минимальным уровнем влажности). Также желательно избегать прямых солнечных лучей, чтобы предотвратить выцветание.
При создании традиционных и современных кукол используются разные породы дерева, среди которых вишня, кизил, клен. Важно, что прежде, чем приступить к созданию куклы, дерево из которого она будет изготовлена, может находиться на открытом воздухе от одного до пяти лет. Нюансы изготовления и росписи представлены на видео ниже:
Кокэси, возникшая как игрушка, имела такой диаметр, который мог бы ухватить ребенок. Таким образом, были кокэси, которые не принимали вертикальное положение. Однако наруко кокэси изготавливались более широкими в обхвате и устойчивыми, поскольку с начала своего возникновения ими украшали специальные декоративные подставки для кукол. Золотой век этой игрушки пришелся на конец периода Эдо до конца периода Мэйдзи.
Каждый год в первую субботу и воскресенье сентября в Наруко (префектура Мияги) проводится общенациональный фестиваль кокэси, включающий в себя конкурсные выступления и демонстрации творений от различных мастеров. Также с 3 по 5 мая в городе Сираиси той же префектуры Мияги устраивается национальный конкурс деревянных кукол кокэси. А в октябре в префектуре Ямагата проводится так называемый «Мичиноку кокэси фестиваль». Эти три фестиваля представляют собой тройку самых крупнейших конкурсов по данному виду самобытного народного творчества в Стране восходящего солнца.
Появление традиции
Куклу кокэси начали продавать в качестве сувениров в районах с горячими источниками в середине 19 века. Говорят, что некоторые ремесленники, которые делали деревянную утварь, стали делать из остатков материала деревянные куклы. В былые времена японские фермеры любили наслаждаться водами горячих источников в перерыве между полевыми работами. Таким образом, области горячих источников были местом, где собиралось много людей. Посетители покупали куклы для своих детей и в подарок знакомым. Оттенкам красного, используемым в росписи, приписывалась способность прогонять болезнь. Куклы приобрели репутацию своего рода оберега или талисмана. Они быстро набирали популярность. Техника создания кокэси развивалась, и со временем, куклы стали не просто сувениром, а народным художественным искусством.
Традиционная роспись
Для каждого из одиннадцати регионов характерна уникальная роспись. Так для региона Тогатта сначала на токарном станке проводятся две линии по 6 миллиметров снизу туловища, и две линии в районе плеч, после чего изделие окончательно отшлифовывают. Сняв со станка, мастер наносит цветочные орнаменты. Первыми появляются контуры красных хризантем на туловище. Роспись проводится снизу с левой половинки. Завершив, мастер переворачивает куклу головой вниз и наносит рисунок на правую часть. Сменив цвет, в той же очередности рисунок дополняется листьями. На обратной стороне игрушки художник нарисует ирис, пион или цветущую сакуру. Красные цветы и зеленые листья будут раскрашены в той же последовательности, что и цветы на лицевой стороне куклы.
В Язиро, после полировки, кукла остается на токарном станке и линии рисуются кистью во время вращения. Затем голова прикрепляется к телу, и на токарном станке окрашивается верхняя часть головы в фиолетовый, зеленый, красный и желтый цвет. Комбинация и порядок цветов зависит от ремесленника. Сняв изделие со станка наносится сначала правая бровь, а затем левая, затем правое верхнее веко справа налево, а затем левое. После этого художник в два приема рисует нос, верхнюю губу, затем нижнюю. Некоторые ремесленники дополняют лицо, прорисовывая щеки. Контуры кимоно рисуют красными чернилами, начиная с воротника, заканчивая запахом.
Кукол из Сакунами сначала окрашивают на токарном станке толстыми и тонкими красными и зелеными линиями. У некоторых кукол есть только цветные линии, у других только рельефные украшения. Обычно более половины тела покрывают токарными линиями, а цветочные орнаменты рисуются только на центральной части. Сначала рисуют цветы, затем фиолетовые и зеленые листья.
В школе Хизиори линии токарного станка окрашиваются на отшлифованном теле широкими красными или зелеными линиями в сочетании с двухцветными тонкими линиями. Некоторые ремесленники окрашивают тело кокэси желтым. Затем игрушка покрывается хризантемами, выполненными свободными и мягкими прикосновениями.
Для школы Наруку характерно нанесений линии на неподвижный корпус. Первые толстые красные линии наносятся на нижнюю часть кимоно, а затем тонкие линии завершают отделку. После наносятся полосы на плечи. Далее художник использует зеленую краску подобным же образом. Нанесение цветочного орнамента проводится на неподвижной заготовке.
Подобно росписи тела, есть и принятые в каждой школе штрихи для окончательной прорисовки волос. Мастера делают около тридцати кукол в неделю. Эти показатели во времена повышенного спроса могли достигать дюжины в день. Старинные игрушки кокэси считаются антиквариатом. Их стоимость может составлять тысячи долларов.
Вкус, аромат и цвет напитка
Вкус чая Кокейча — это нежный, свежий цветочно-травянистый букет, бархатисто-мягкий, без горечи и терпкости. Легкую пикантную нотку добавляют морские водоросли. Сочность и обволакивающая мягкость переходят в приятное послевкусие.
Его аромат сочетает морскую свежесть и летнее разнотравье, которые хочется вдыхать еще и еще. В сухом же виде от него исходят древесно-травянистые нотки, а глубина зависит от длительности хранения и насыщенности морскими компонентами.
Цвет у заваренного чая — красивый, насыщенный, янтарно-желто-зеленый, полупрозрачный.
Эжени МакКвин
Выставка этих удивительных созданий японских умельцев колесит по всему миру, ненадолго останавливаясь, чтобы местные жители и путешественники, могли встретиться лицом к лицу с императорскими куклами для алтаря праздника девочек. Грозно нахмурить брови и бросить воинственный взгляд на строгих воинов и загадочных духов праздника мальчиков. Улыбнуться куклам кокоши и затаив дыхание восхититься изящными дамами Киото. Рукоплескать персонажам японских драм и увидеть в каждом выражении лица кукол свою эмоцию, свое настроение.
Куклы, привычные нам с детства, в Японии встали в ряд с произведениями искусства, над которыми трудится иногда более 5 ти человек. Один мастер изготавливает основу, другой ткет одежду, третий расшивает ее шелковыми нитями. Есть мастера парикмахеры для кукол и изготовители аксессуаров. Каждый специализируется на своем, а искусство создания шедевров передается по наследству не один век.
Если вы не успели попасть на эту выставку, я предлагаю пройтись по ее залам и попробовать уловить настроение и состояния, которые привносят японские куклы в нашу, не восточную жизнь. Побывать в другом измерении, где чувства и желания отображаются, как в зеркале, в куклах.
Одним из направлений, в кукольном искусстве Японии, является изображение реальных детей. Возможно это покажется странным, но восток дело тонкое и загадочное. И эти куклы, прежде всего, предмет коллекционирования.
Две изящные дамы, гостьи из сказки.
Принцесса Yaegaki с волшебным шлемом в руке, известная героиня драмы театра Кабуки, преследующая своего возлюбленного.
Дух Wisteria-Глициния, превращается в прекрасную девушку и изящно танцует в перформансе театра Кабуки.
Доджьоджи. Прекрасная принцесса, знаменитый персонаж театра Кабуки, танцует в храме доджей, чтобы выразить свою искреннюю любовь к возлюбленному.
Прекрасные дамы Киото. Здесь и прекрасная куртизанка с зонтиком периода Эдо (1600-1868). И ее подруга, живущая в тени цветов под полною луной. Третья это Мияби – элегантность. Эти куклы показывают нам жительниц Киото в одеждах с роскошной вышивкой и искусной прической своего времени.
Oyama кукла. Прелестная девушка играет на кото – 13ти струнной японской арфе.
Духи Нинин-дачи и Шаккьо это лев-отец и лев-сын. Они живут высоко в горах и танцуют победный танец в пьесе на сцене театра Кабуки.
При внешней простоте, куклы Кокеши требуют от мастера точной руки и зоркого глаза. Изготавливая их, нельзя ошибиться даже в одной линии, иначе вся работа пойдет насмарку. Японцы говорят, что именно эти куклы стали праобразом матрешек. Свою историю кокеши ведут с периода Эдо (1600-1868).
А это куклы, благопожелания детей. Их дарят тем, кто хочет наследников и наследниц.
Эти куклы не для игр. Их достают только к 3му марта на праздник Девочек Hina Matsuri. Их устанавливают на специальный алтарь в три яруса, где на самом верху располагаются император и императрица, затем придворные, а в самом низу слуги. Вот так, уже более 1000 лет, куклы демонстрируют всем окружающим, молитвы родителей о счастье их дочерей. А заодно и с детства изучается трехъярусное социальное строение мира и многослойные одежды высшей знати.
Куклы современных мастеров не уступают в изяществе работам древних мастеров. Каждый поворот, каждый ракурс раскрывает характер и заставляет замереть на мгновение и задуматься о вечном.
Куклы персонажи театральных представлений это наверное одна из самых ярких тем японских кукольников. Каждый образ, каждый характер неповторим и ярок. Точные копии костюмов и масок. Это невероятно.
Это не совсем куклы, но персонажи, которых они отображают театральные герои. Поэтому они могут занять достойное место на выставке японских кукол. Ошиа Хагоита. Стойки с поднятыми изображениями.
Шиокуми. Героиня надевает костюм для охоты за своим возлюбленным и танцует на берегу моря чтобы выразить свою тоску за любимым.
Тацугоро, глава пожарников города Эдо. Сцена из спектакля Кабуки.
Шибараку. Подожди минутку. Момент из спектакля, где самурай кричит убегающему злодею “Подожди минутку”.
Вот и подходит к концу этот небольшой экскурс на выставку японских кукол. Много было танцующих дам, надевающих специальную одежду чтобы пойти на охоту за своим возлюбленным. Не так уж патриархальна наверное японская культура, если в ней есть такие персонажи. Тем более, что известны женщины воины и в японской традиции.
И если в ваш город приедет эта выставка, сходите – не пожалеете. Яркие эмоции и впечатления гарантированы.
Copyright © Эжени МакКвин 2017
Женские места силы Украины
Тайны Софиевского Собора.
Загадочный лабиринт Авалона
Магические растения Гекаты
Владычица зверей из Чатал Хююк
Откуда взялось трио: блондинка, рыжая и брюнетка.
Древние боги украинской земли
Защитные молитвы целителей и их истоки
Когда отмечали новый год в средневековье
Самые древние мифы и их герои
Женские практики 13 полнолуний года
Поделиться в соцсетях
Школы традиционной куклы кокэси
Сегодня сохранилось одиннадцать школ традиционной куклы кокэси. Каждая школа имеет свои характерные формы и узоры, которые отражают культуру области, которую они представляют. Школа Тсучию в префектуре Фукусима, школы Язиро, Сакунами, Наруку и Тогатта в префектуре Мияги, Ямагата, Хизиори и Зао в Ямагате, Кизияма в префектуре Акита, Нанбу в Иватэ и Цугару в префектуре Аомори. Традиция школы передается членам семьи, реже подмастерьям. Мастер долго осваивает и совершенствует навыки. В производстве в равной степени участвуют мужчины и женщины. Большинство современных ремесленников принадлежат к возрастной группе от 50 до 65 лет.
Мир японских кукол КОКЭСИ
В рамках фестиваля «Японская осень» выставка «МИР ЯПОНСКИХ КУКОЛ КОКЭСИ» 21 августа — 28 сентября
Коллекцию кукол Кокэси из 74 экспонатов разных авторов собрал Японский фонд — для культурного обмена с другими странами. Выставка, представляющая искусство мастеров Кокэси различных регионов Японии, уже побывала в Америке и Юго-восточной Азии, теперь она представлена в Мытищах.
СИБАТА Токихиродиректор Ассоциации традиционных японских кукол «Кокэси»
«Каждая часть мира имеет свои отличительные народные игрушки, свойственные тем местам, где они возникли. Стиль и характер народной игрушки варьируется от региона к региону, от страны к стране. Уникальные народные игрушки можно найти в каждой части Японии. Типичная традиционная игрушка Японии – деревянная кукла Кокэси. Сегодня Кокэси изготавливаются по всей стране, но только в регионе Тохоку (северная часть острова Хонсю), они сделаны в соответствии с местными традициями, которые передаются мастерами от поколения к поколению. Эта выставка представляет не только традиционные, но и авторские Кокэси, а также другие деревянные игрушки, которые свидетельствуют о том, как развивается старинный японский промысел в поисках новых форм».
Появление кукол Кокэси тесно связано с культурой и повседневной жизнью японского северо-восточного региона Тохоку. Ремесленники, изготавливавшие с помощью токарных станков миски, подносы и другую утварь, начали производить деревянные куклы Кокэси. Такие куклы покупали посетители местных горячих источников для своих детей.
Традиционные куклы Кокэси
создаются мастером вручную. Один мастер выполняет всю работу от начала до самого конца, поэтому каждая кукла отображает характер своего создателя. Именно это отличает Кокэси от других национальных игрушек, которые обычно являются результатом работы нескольких человек.
Кокэси производятся в различных частях региона Тохоку и отражают не только индивидуальность создавшего их мастера, но и самобытность местности, где они были изготовлены. Место изготовления кукол можно определить по их форме и по нанесенным на них узорам. Всего выделяют одиннадцать типов Кокэси (по месту создания): Цукию, Тогатта, Ядзиро, Наруко, Сакунами, Ямагата, Кидзияма, Нанбу, Цугару, Дзао-такаю и Хидзиори.
Помимо традиционных Кокэси, существуют также авторские. Хотя традиционные куклы создаются одним мастером и отражают его характер, по форме и росписи они все же ограничены традициями той или иной местности. В то время как внешний вид авторских кукол не ограничен ничем, кроме воображения мастера.
Авторские Кокэси получили широкое распространение после Второй Мировой Войны. Их, в отличие от традиционных кукол, изготавливают не только в Тохоку. Чаще всего мастера авторских Кокэси обосновываются на окраинах больших городов. Это дизайнеры, которые в своих работах пытаются отразить волнующие их темы.
Конструкция традиционной Кокэси проста: у нее длинное тело цилиндрической формы, без рук и ног, увенчанное крупной шарообразной головой. В качестве материала для изготовления Кокэси используется древесина различных сортов деревьев — вишни, кизила, клёна или берёзы. Для традиционных Кокэси характерен максимальный лаконизм – отсутствие декоративной резьбы и аскетичная цветовая гамма, ограниченная, как правило, черным, красным, и желтым цветами. В ряде центров художественных промыслов со временем сформировались локальные особенности росписи Кокэси ( пожалуй, только тип Цугару из префектуры Аомори составляет исключение из правил: эти Кокэси очень разнообразны, и художники создающие их, не ограничивают себя рамками традиций). Например, в местечке Наруко кукол расписывают пышными алыми хризантемами, а в городе Тогатта цилиндрическое тело Кокэси обычно покрывают мелким повторяющимся цветочным орнаментом, а нос рисуют в виде перевернутого треугольника. Для Кокэси Ядзиро из города Сироиси характерно расширение туловища (а иногда и зауженная талия) и роспись кольцами. Завершая работу над Кокэси, мастер ставил на донышке свою подпись, у современных Кокэси часто можно встретить не автограф художника, а штампик или наклейку.
Традиционные Кокэси обычно созданы вручную, так что каждая кукла полностью отображает характер человека, который сделал ее. Это отличает Кокэси от других народных игрушек, которые обычно являются плодом воображения нескольких мастеров. Традиционные Кокэси являются ярким отражением не только характера и темперамента отдельных авторов, но и местной окружающей среды, в которой они живут.
Так как Кокэси производятся в различных частях региона Тохоку, их формы и узоры стали специфичными, так что можно легко распознать, где были сделаны Кокэси, глядя на их особенности. Современные традиционные куклы, могут быть классифицированы по одиннадцати типам:
ЦУКИЮОригинальные куклы ЦУКИЮ
появились в префектуре Фукусима. Они имеют гусиную шею, совмещенную с телом-шипом, вставляющимся в головку и двойное окрашенное кольцо на голове с красным орнаментом под названием «kase». Тело Кокэси ЦУКИЮ расписано орнаментом из колец, носящим название Рокуро («обратный поворот»), и иногда дополнено другими мотивами. Места производства: Цукию-Онсэн, Фукусима-Ши, Инаваширо-маки, Айдзу Вакамацу-Ши, Харано-маки, Конан-маки и Дакэ-Онсэн.
ТОГАТТАТипичные куклы ТОГАТТА
производятся в префектуре Мияги и имеют прямой цилиндрический корпус с узкими глазами. Отличительной особенностью
ТОГАТТА
— кокэси является тонкое тело и расходящиеся от темечка красные линии, которые спускаются ото лба вниз по щекам. Узоры на теле расписываются вручную. Обычно — это хризантемы и цветки сливы. Некоторые куклы данного вида бывают разных цветов, имеют различные яркие линии и прически в стиле «Боб». Места производства: Тогатта Онсэн, Аонэ-Онсэн, Сэндай Ши, Идзуми, Томия-маки и т.д.
ЯДЗИРООбразцы этих кукол впервые разработаны в деревне Ядзиро, в городе Сироиси, префектура Мияги. Кокэси этого типа имеют головки-заглушки, присоединенные к телу. В верхней части головы расположены разноцветные линии, формирующие рисунок наподобие берета. Цилиндрическое тело обычно довольно полное, расписано узорами из цветков или листьев. Места производства: Камасаки-онсэн (деревня Ядзиро), Сироиси-Ши, Сикикасуку-маки, Иваки-ши, Корияма-ши, Сиокава-маки, Ацусио-онсэн и Сирабу-онсэн.
НАРУКОВозникнув в Наруко (префектура Мияги), этот тип Кокэси имеет голову с гусиной шеей. Особенностью кукол НАРУКО
является то, что у них вращается голова, покрутив которую, можно будет услышать характерный тонкий писк (отсюда название «плачущая кукла»). По бокам у головы НАРУКО прописаны черные пряди, называемые Мизухикиде. Места производства: Наруко-онсэн, Мураяма-ши (Татеока), Фунагата-маки, Гиндзан-онсэн, Хираидзуми-чо, Ханамаки-ши, Хиросаки-ши, и т.д.
САКУНАМИКокэси, типичные для региона САКУНАМИ
, имеют головку-заглушку, соединенную с телом, на котором изображен красный кольцеобразный орнамент. У них тонкие фигуры и большие головы, а также специфическая рисовка волос — отдельная прямая прядь на макушке (у многих раздвоенная челка). Отличительной чертой является узор с изображением хризантемы, расположенный в пространстве между токарной линией на верхней и нижней частях тела. Места производства: Сакунами-онсэн и Сендай-ши.
Этот тип кукол впервые был изготовлен семьей Кобаяси, чьи навыки были приобретены у ремесленников в регионе Сакунами. Голова и тело
ЯМАГАТА
— Кокэси являются составными. Узор на верхней части головы состоит из колец и линий. Фигура относительно тонкая, а узоры в виде изображения сливы и вишни в цвету или хризантемы располагаются на верхней и нижней частях тела. В целом эти куклы до такой степени напоминают Кокэси Сакунами, что не все исследователи выделяют ЯМАГАТА в отдельный тип. Места производства: Ямагата-ши, Ёнэдзава-ши, Сагаэ-ши, Кахоку-чо и Тэндо-ши.
КИДЗИЯМАКокэси производятся в основном в области KИДЗИЯМА
(префектура Акита). Особенностью этого типа Кокэси является цельность куклы, которая вытачивается из единого массива дерева. Такая техника называется Цукурицукэ. Голова Кокэси обрамлена длинной челкой, а туловище украшено фартуком с изображением хризантем. Места производства: Кидзияма, Инакава-маки, Юзава-ши и др.
НАНБУЭтот тип Кокэси родом из префектуры Иватэ. Кокэси НАНБУ
— это игрушка с подвижной головой. Изначально она была предназначена для детей, у которых режутся зубки, поэтому роспись на куклах как правило отсутствовала. Места производства: Ханамаки Ши, Мориока Ши и Мияко Ши.
ЦУГАРУКокэси ЦУГАРУ
производятся главным образом в Овани (префектура Аомори). Голова и тело куклы неразделимы, некоторые имеют осиную талию, а другие мощные плечи, отражающие влияние Наруко-кокэси. У многих Кокэси ЦУГАРУ густые черные волосы, покрывающую большую часть головы. В остальном же эти куклы очень разнообразны, и то, каким будет их облик, зависит только от предпочтений художника. Места производства: Овани-маки, Куроиси-нурою-онсэн и Хиросаки-ши.
ДЗАО-ТАКАЮДЗАО-ТАКАЮ
Кокэси произошли от кукол Тогатта, но в отличие от них, имеют более мощные и устойчивые тела. У головы, как правило, красные гладкие края на макушке, а иногда у некоторых Кокэси можно увидеть каре из черных волос. Фигурка окрашивается различными узорами, включая хризантемы и цветы вишни. Места производства: Ямагата-Ши, ДЗАО-Онсэн, Каминояма-Ши, Ёнэдзава-ши и Атсуми-маки.
ХИДЗИОРИТип кукол ХИДЗИОРИ
произошел от комбинации типов Toгатта и Наруко. Они имеют голову-крепеж, а верхняя часть головы окрашена в черный цвет с добавлением красных узоров. Довольно толстое тело с грузными плечами расписано цветочными узорами, обычно хризантемами, хотя на некоторых можно увидеть и изображение карликового бамбука. Места производства: Хидзиори-онсэн и Сендай-ши.
Историки предполагают, что русские деревянные матрешки произошли именно от кукол Кокэси. Точных подтверждений нет, но есть основания полагать, что в конце XIX века русский меценат Анатолий Мамонтов, предлагая художнику Малютину и токарю Звездочкину сделать первую матрешку, имел в виду изготовление русского образца по японскому исходнику, хотя возможно это был образец куклы Дарума.
В современной Японии традиционная токарная деревянная игрушка Кокэси является популярной сувенирной продукцией, характеризующей культуру Японии. КОКЭСИ — символ жизнестойкости и силы японского народа, предмет эстетического созерцания и культурная ценность далекого прошлого.
Архив
Ссылки
Золотой век кокэси
В начале 20 века изготовление кукол получило мощный толчок к развитию. Это заслуга стремительной индустриализации Японии. Регионы, славящиеся своими горячими источниками, принимали все больше и больше отдыхающих, каждый из которых увозил с собой сувенир. Однако после «золотого века» кокэси, последовал спад производства, из-за популяризации таких материалов, как олово и целлулоид. Интерес к исконному промыслу снизился.
В 1928 году вышла в свет первая книга, посвященная изучению этого ремесленного промысла. Ее написал японский исследователь Амае Томия.
Традиционные и авторские куклы кокэси
В Японии много разновидностей кукол. На первый взгляд они могут казаться одинаковыми, но приглядевшись легко заметить, что каждая из них имеет свой почерк автора, особенности региональной принадлежности. Помимо всего их можно отнести к традиционным ремесленным образцам, так и к авторским образчикам. Традиционные отличаются простым дизайном, круглыми лицами и цилиндрическим телом. Если встречается образец с прической, вырезанной из древесины, значит перед вами образец авторской куклы. Оригинальные изделия производится в регионе Тохоку, который находится на севере страны. Мастер по производству кукол зовётся в Японии «ко зин», где первое слово означает выполнение работы с помощью инструментов, а второе – человек. Формы и узоры различаются в зависимости от области, в которой была сделана кукла. Секреты ремесла передаются от мастера ученикам.
Как появились кокэси?
Существует несколько версий происхождения популярной японской куклы. По одной из них считается, что такие статуэтки впервые были изготовлены в 1603 году в городе Тохоку, славившимся лечебными источниками. Необычных кукол делали местные столяры и предлагали туристам, посещающим горячие ключи. Вместе с сувенирами по миру распространялись и различные легенды об их появлении. Владельцы кокэси были уверены, что кукла обладает какими-то особыми свойствами.
Другая история гласит, что прообразом статуэтки стали фигурки, которые шаманы применяли для вызывания духов – защитников шелкопрядов. Довольно грустная версия о том, что кокэси использовали в качестве поминальных кукол, когда хотели избавиться от ненужных младенцев, не имея возможности их содержать. Подобные факты связывают с одним из переводов: кокэси – «вычеркнутое, забытое дитя», и тем, что эти куклы всегда рисовались исключительно девочками, а их появления на свет в те времена японские семьи желали меньше всего.
Существует еще одна версия, более радостная. Рассказывают, что в начале XVII века на источники в Тохоку приехала жена военного правителя Японии, которая никак не могла забеременеть. После этого в их семье родилась дочь, а местные деревщики зафиксировали это событие в кокэси.
Источник