Что значит факт…???

Самый интересный и полезный справочник ответов на вопрос "Что значит"?

Статьи

ярмо и хомут в чем разница

хомут, ярмо

Смотреть что такое «хомут, ярмо» в других словарях:

ярмо — См. иго. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ярмо бремя, иго, гнет, притеснение; ярем, угнетение, хомут, тяжесть, рабство, обуза Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

хомут — См … Словарь синонимов

ХОМУТ — ХОМУТ, хомутик, тишка, тища: часть конской упряжи: деревянные клешни, с хомутиною, оголовком и гужами, надеваемые на голову лошади. Лошадь и велика, да норовом пропала: ты с хомутом, а она и голову протянула! Кобылка в хомуте везет по могуте.… … Толковый словарь Даля

Ярмо — У этого термина существуют и другие значения, см. Ярмо (значения). Ярмо в запряжке волов заменяет хомут. Различают ярмо головное, из него выделяют лобное (прилегает внутренней поверхност … Википедия

ЯРМО — ЯРМО, ярма, мн. ярма, ср. 1. Деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота. Волы под ярмом. 2. перен., только ед. Бремя, тяжесть, иго (книжн.). «Стряхнуть ярмо тяжелого гнетущего труда.» Некрасов. «Ярмо забот сложить когда нибудь.»… … Толковый словарь Ушакова

ЯРМО — ЯРМО, а, мн. ярма, ярм, ярмам и ярмам, ср. 1. Деревянный хомут для рабочего рогатого скота. Воловье я. 2. перен. Бремя, тяжесть, иго (высок.). Я. самодержавия. Я. колониализма. | прил. яремный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

Ярмо — I ср. 1. Деревянный хомут для упряжки рабочего крупного рогатого скота. 2. перен. Непосильное бремя; тяжесть, обуза. 3. перен. Гнёт, иго. II ср. Часть электрической машины, аппарата, соединяющая между собою полюсы. Толковый словарь Ефремовой. Т.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Ярмо — I ср. 1. Деревянный хомут для упряжки рабочего крупного рогатого скота. 2. перен. Непосильное бремя; тяжесть, обуза. 3. перен. Гнёт, иго. II ср. Часть электрической машины, аппарата, соединяющая между собою полюсы. Толковый словарь Ефремовой. Т.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ярмо — а, ярма; ср. 1. Деревянный хомут для упряжки рабочего крупного рогатого скота. Воловье я. Быки шли под ярмом. Запрячь в я. 2. только ед. (чего или какое). Книжн. Бремя, тяжесть. Я. брачной жизни. Работа для меня я. Я. быта. // Гнёт, иго. Я.… … Энциклопедический словарь

Хомут (упряжь) — Два хомута … Википедия

ярмо — а/,; я/рма; ср. см. тж. яремный 1) Деревянный хомут для упряжки рабочего крупного рогатого скота. Воловье ярмо/. Быки шли под ярмом. Запрячь в ярмо/. 2) а) только ед … Словарь многих выражений

Источник

Ярмо и хомут в чем разница

ого! целый трактат. так почему на лошадь надевают хомут, а не ярмо?

а на мужчину что одевют хомут или ярмо

это другой вопрос

мне кажется, что по большому счету, эти две вещи несут в себе одинаковое предназначение. обе лишают животного свободы.

У вола тягла поболее в теле, и поменее в башке. Вот, по ней и надевают. Башка-то, с рогами, в хомут не пройдёт, однако.

Я не знаю, чем отличается ярмо от хомута, ведь выражения «хомут на шее» и «ярмо на шее» имеет одинаковый смысл

что-то связанное с анатомическими особенностями этих животных, хотя не специалист, ваше мнение?

Хомут для распределения нагрузки для перевозки людей,а ярмо волу чтобы пахал как не знаю кто

Ну у лошади шея тоньше и сила-меньше!А так-что ярмо что хомут-какая разница?Была бы шея!

На лошадь ярмо надевать нельзя, у лошади шея длинная, она в ярме просто задохнётся.

извини что вопрос на вопрос: Почему на лошадей ставят, а на людей кладут?

это все придумали наши предки умные были люди сейчас таких мало.

на жеребца хомут, а на быка ярмо. потому что «быку рога мешают».

какая разница что оденут и как назовут, один хрен тащить надо.

Попробуйте с ярмом на лошади скакать, тогда узнаете почему.))

Источник

Хомут (упряжь)

Хому́т является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга, бороны или повозки. Хомут даёт возможность лошади вкладывать всю свою силу в перемещение груза или другую работу. По существу, он позволяет животному использовать заднюю часть корпуса и задние ноги для толкания груза, в отличие от применения ярма или нагрудного ремня, когда приходится тянуть груз одними плечами. Хомут также лучше ярма, поскольку он уменьшает давление на трахею. Со времени изобретения хомута лошади приобрели чрезвычайно важное значение для достижения успехов в сельском хозяйстве и в деле перевозки тяжёлых грузов. Когда лошадь запряжена с использованием хомута, она может обеспечить рабочую эффективность (измеряемую, например, в тонно-километрах за час) на 50% больше, чем вол, из-за большей скорости. Лошадь также в целом эффективнее из-за большей выносливости и способности работать большее количество часов в день. Хомут сыграл важную роль в экономическом развитии Европы. Замена волов на лошадей для пахоты привела к экономическому росту, становлению рыночных отношений, снижению зависимости от натурального сельского хозяйства, а также обеспечила развитие образования, искусства и ранних промышленных производств.

Содержание

Конструкция

Хомут делается из пары изогнутых кусков дерева или металла, называемых клещами, к которым крепятся гужи. Клещи могут слегка раздвигаться, чтобы сквозь хомут легче проходила голова лошади при его надевании и снятии. После надевания хомута на шею лошади клещи стягиваются супонью, обеспечивая более удобное прилегание к телу лошади. Хомут имеет овальную, а не круглую, форму, что хорошо согласуется с формой тела лошади. Изготавливается хомут так, чтобы во всех точках соприкосновения с телом лошади контакт был плотным. Его конструкция является достаточно жёсткой, а на внутренней поверхности делается эластичная подкладка (хомутина), которая смягчает контакт хомута с телом животного. При правильном размере хомута и нормальном его положении на лошади между хомутиной и горлом животного должен быть зазор, так чтобы там могла проходить плашмя ладонь. При этом верхняя часть хомута располагается несколько впереди холки, а между хомутом и гребнем шеи должны умещаться два пальца руки. Обеспечивая защиту дыхательных путей лошади, хомут даёт возможность животному использовать всю свою силу, чтобы тащить орудие труда или повозку с грузом.

История

Ошейник

Задолго до изобретения хомута для запряжки использовался менее эффективный ошейник, обхватывающий горло. Сведения о нём найдены во многих древних цивилизациях, они были доведены до европейской интеллектуальной сферы в начале XX века французским кавалерийским офицером Лефевром де Нёттисом. [1] Такой способ упряжки был известен халдеям (III тысячелетие до н.э.), в Шумере и Ассирии (1400—800 до н.э.), в египетском Новом царстве (1570—1070 до н.э.), в Китае эпохи династии Шан (1600—1050 до н.э.), на минойском Крите (2700—1450 до н.э.), в классической Греции (550—323 до н.э. ) и Древнем Риме (510 до н.э.—476 г. н.э.). [1] С этой древней упряжью животные тащили плуги и телеги. Ремни в виде плоской ленты обхватывали шею и грудь животного, нагрузка приходилась на верхнюю часть ошейника, над шеею, примерно также, как в ярме. Эти ремни прижимали грудино-головные мышцы лошади и трахею, что ограничивало её дыхание и снижало тяговое усилие. Получалось так, что чем сильнее лошадь тянула, тем хуже ей становилось дышать. По этой причине волы были предпочтительнее лошадей для тяжелой работы, так как из-за различий в анатомическом строении с лошадью они не имеют этой проблемы. В отличие от лошадей, их можно также запрягать с помощью ярма.

Нагрудный ремень (подперсье)

Конструкция упряжи в виде обхватывающего горло ошейника не менялась до появления в Китае в эпоху Сражающихся царств (481—221 до н.э.) нагрудного ремня или «подперсья». К VII веку он стал известен по всей Центральной Азии, а оттуда в VIII веке попал в Европу. [2]

Его первое изображение в художественном произведении появилось на лаковой коробочке из древнего царства Чу. [2] В этом типе конской упряжи давление переносится на грудину, линия тяги становится непосредственно связанной с костной системой лошади, что позволяет использовать почти полную силу лошади. Этот тип упряжи получил повсеместное распространение в Китае в эпоху династии Хань (202 до н.э.—220 г. н.э.), что нашло отражение в сотнях изображений в резьбе, каменных рельефах и кирпичных штампах, показывающих лошадей, запряжённых в колесницы. [2] Этот тип упряжи стал известен в Центральной Азии и затем среди аваров, венгров, чехов, поляков и русских в течение VII — X вв. [2] Первые изображения применения нагрудного ремня, найденные в Европе, относятся к VIII веку, а в IX веке он уже получил широкое распространение (например, он изображён на гобелене с погребальным кораблём Осеберга). [2]

Проблема использования нагрудного ремня состояла в том, что дышла телег, колесниц и других транспортных средств прикреплялись к подпруге вокруг брюха лошади. Нагрудный ремень первоначально предохранял подпругу от смещения назад, к хвосту лошади, он не рассматривался как приспособление для толкания груза. В результате лошади продолжали тянуть груз, т.е. по-прежнему животные использовались неэффективно. [3]

Хомут

На следующей стадии эволюции упряжи после нагрудного ремня появился хомут в современном виде. Отработанный вариант хомута был сделан в Китае в 5 веке н.э., в эпоху Южных и Северных династий. [4] Его первые, хотя и не вполне достоверные, изображения найдены на цветных формованных кирпичах эпохи Троецарствия (220—265 н.э.) в гробнице Бао Саньняна в Чжаохуа, провинция Сычуань. [5] На этих рисунках изображён пышно подбитый хомут, совершенно не похожий на ярмо. Однако, первые настоящие изображения хомута в искусстве обнаружены в пещерных росписях в Дуньхуане (пещера 257) эпохи китайской династии Северная Вэй, которые датируются 477—499 г. н.э. На этой картине хорошо видны изогнутые перекладины, но художнику не удалось чётко показать мягкие подкладки под ними, отсутствие которых делает всю конструкцию бесполезной. Такая же базовая конструкция видна на другой китайской цветной фреске, датируемой 520—524 г. (с дышлом, выступающим за грудную клетку лошади для создания грудинной тяги), а также на фреске, датируемой ок. 600 г. (эпоха династии Суй). [5] Последнее изображение (в пещере 302) представляет особый интерес, так как на нём хомут изображён не только более точно (такие же хомуты используются на севере и северо-западе Китая даже сегодня), но ещё и тем, что он используется на верблюдах, а не на лошадях. Китайцы часто использовали верблюдов со II века до н.э. и позже, на протяжении всей эпохи династии Хань, существовали даже военные корпуса на верблюдах на границе в Таримской впадине. Однако, адаптированный для верблюдов хомут не стал обычной практикой вплоть до VI века. В пещере 156 есть панорамная картина, изображающая китайского генерала и губернатора династии Тан Чжан Ичао, сидящего верхом на лошади в момент триумфа после отвоевания области Дуньхуан у Тибетского империи в 834 г. Согласно доказательства, представленным д-ром Чан Шухуном, датой картины является именно 851 г. н.э., но Нидэм замечает о существующем полном согласии среди историков о том, что картина могла быть написана в любое время в пределах от 840 до 860 г. Эта картина абсолютно точно изображает хомут, с хорошими мягкими подкладками, спускающимися низко на грудь и выступающими за поперечину. [5]

Хомут в конце концов попал в Европу около 920 г., и получил повсеместное распространение в XII веке. Скандинавы одними из первых стали использовать хомуты, не ограничивающие дыхательных путей у лошади. До этого времени волы оставались главным тягловым животным в сельском хозяйстве, так как все предыдущие упряжи могли эффективно использоваться только на волах из-за особенностей их физического строения. Кроме того, ярмо, использовавшееся для запряжки волов, изготовлялось индивидуально для каждого животного. При этом иногда возникали проблемы при обработке земли. В зависимости от состояния почв, иногда требовалось до шестнадцати волов для эффективного использования одного тяжелого плуга. Это создавало проблемы для крестьян, которым не хватало капитала для содержания такого большого количества скота. [3]

После появления хомута в Европе и повсеместного его распространения к 1000 году, использование лошадей для пахоты получило широкое распространение. [5] Лошади работают примерно на 50 процентов быстрее, чем волы. Использование лошадей (и небольшое усовершенствование плуга) позволило крестьянам производить излишки продукции. Профицит создал им товар для торговли на рынках на перекрёстках дорог. Довольно быстро рынки превратились в города. Таким образом, хомут сыграл ключевую роль в прекращении феодальных порядков и начало роста Европы.

Значение хомута

Создание хомута устанило физические ограничения старой упряжи по применению животных в процессе производства, позволило лошадям показать все свои возможности и прикладывать всю свою силу при пахоте и перевозке грузов. Изначально конструкция старой упряжи заставляла лошадь буквально тащить рабочую нагрузку, тогда как внедрение хомута позволило ей толкать груз, повышая эффективность и производительность труда.

В сочетании с подковой, тяжёлым плугом и другими усовершенствованиями сельскохозяйственного производства, эффективность труда европейского крестьянина резко увеличилась, что обусловило быстрое развитие общества в Европе. Излишки продовольствия создавали предпосылки для специализации труда, крестьяне теперь могли переменить профессию и приобрести другие навыки, например, покупка и продажа товаров, что привело к появлению купечества в европейском обществе. Хомут был один из факторов упадка феодального строя и завершения эпохи Средневековья. [6] [7]

Эксперимент по оценке эффективности упряжи

Источник

Значение слова «ярмо»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В южной части России употреблялось зашейное ярмо, которое зацеплялось за дышло (вие) простым деревянным (лозовым) кольцом и запирается на шее притыкой.

В переносном значение: бремя, тяжесть, иго. Например, ярмо самодержавия, ярмо колониализма.

В изобразительном искусстве ярмо являлось атрибутом персонифицированного послушания. Иногда в этом же смысле оно изображается возлагаемым на плечи коленопреклоненного монаха его аббатом. Оно же было эмблемой некоторых членов династии Медичи.

ЯРМО’, а́, мн. а, ср. 1. Деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота. Волы под ярмом. 2. перен., только ед. Бремя, тяжесть, иго (книжн.). Стряхнуть я. тяжелого гнетущего труда. Некрасов. Я. забот сложить когда-нибудь. Баратынский. Он (советский рабочий) не страдает у нас от безработицы, он свободен от ярма капитализма, он больше не раб, а хозяин своего дела. Сталин. 3. Остов электрической машины, на к-ром укреплены сердечники (тех.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ярмо́

1. деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота ◆ К чему стадам дары свободы? // Их до́лжно резать или стричь. // Наследство их из рода в ро́ды // Ярмо с гремушками да бич. Пушкин, «Свободы сеятель пустынный…», 1823 г. ◆ Други, и мы покоримся настигнувшей сумрачной ночи; // Вечерю здесь учредим. Ратоборцы, коней пышногривых // Всех вы от ярм отрешивши, задайте обильно им корму. Гомер, «Илиада» / перевод Н. И. Гнедича ◆ Он почти не шевелился и только медленно поглядывал кругом, как бык из-под ярма. Тургенев, «Певцы», 1850 г. ◆ Вол пыхтит под ярмом. (цитата взята из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля) ◆ Я служил пять лет у богача, // Я стерёг в полях его коней, // И за то мне подарил богач // Пять быков, приученных к ярму. Н. С. Гумилёв, «Пять быков», 1911 г. (цитата из Викитеки)

3. техн. остов электрической машины, на котором укреплены сердечники

Источник

Не тайно ль голос в нем родительский пророчил,
Что случай ; злой колдун, что случай ; пестрый шут
Пегас мой запряжет в финансовый хомут…
П. А. Вяземский. Литературная исповедь (1854)

1) Существующая этимология

Этимология по Максу Фасмеру (вставка неизвестного автора)

б) Этимологический словарь Макса Фасмера

Существующие этимологии неудовлетворительны. Источник искали в др.-герм. *hаmа- (зап.-ср.-нем. Наmеn «хомут», ср.-нидерл. hame, вестф. ham, нидерл. hааm – то же), которое родственно греч. kimos «намордник», лит. Kamanos «кожаная уздечка»… Другие принимают родство слав. *хomotъ и герм. слов – нем. Наmеn и т. д. – и видят ступень чередования в болг. хам «силок, петля» (Младенов 670). По мнению Махека («Slavia», 16, 192, 211), существует родственная связь с др.-инд. caamya «палка, клин, опора, точка опоры», cаmуаti «старается, работает», camaayati «успокаивает». …
Неубедительно возведение слав. *хomotъ к чув. хоmеt «хомут», тат. kamеt, казах. kamit от монг. хоmuD – то же, потому что носовой здесь отсутствует (вопреки Рясянену (FUF 29, 200)). Лит. kamantai «хомут» заимств. из польск.; см. Бернекер, там же.

в) См. Тюркизмы в русском языке — Википедия

Расходятся мнения этимологов относительно слов слон, хомут, хоругвь: есть версии (малоубедительные) об их тюркской этимологии или посредстве.

г) Этимологический словарь славянских языков, М., 1981, вып. 8

*xomotъ: цслав. хомютъ м. p. iugum, libra (Mikl. LP 1093), болг. хамут м. р. ‘хомут’ (БТР), также хомот, хомут… Лошадь, как известно, лишь вторично была использована для тяги, для чего потребовалась техническая инновация — введение хомута.

2) Применение термина в русском языке

а) Национальный корпус русского языка (НКРЯ) регистрирует термин в литературе (1800-2015) с 1701 года.

Переписная книга Лопотова монастыря (1701.09.06): «Хомут с наметкою и с шлеею, у шлеи пряжи и наконешники медные, хомут с наметкой, шлея ременная, четыре хомута с шлеями ж ременными, восмь хомутов без шлеи».

3) Обобщение и вывод

Исследователи фиксируют термин «хомут» примерно с XI века, болгарская форма – «хомот» (тексты не указаны), лингвистам не удалось объяснить термин в связи с его графикой и фонетикой. В ходе анализа были «перебраны» варианты из ряда языков и диалектом, попытки связать термин с языком идеологии иудеохристианства не отмечены.

Бог – еврей, Программа развития европейского общества (Библия) – еврейская, мыслим и говорим библейскими образами (алгоритмы жизнедеятельности, если сделаешь не так, будет то-то), а вот еврейского языка в нашей жизни нет.

«Упряжка. Для работы ралом или плугом необходима была сила, которая тянула бы эти орудия и тогда, когда лемех погружен в землю. Этой силой были в конце языческого периода тягловые животные – волы или лошади, причем одну лошадь или двух волов впрягали в рало, а пару лошадей или две пары волов – в более тяжелый плуг. Лошадей припрягали к дышлу при помощи подпруги, надетой на грудь лошади, либо при помощи специального кожаного приспособления, надеваемого на шею и называемого, как видно из чешских источников XI века, хомутом, словом, ставшим в настоящее время общеславянским, происхождение которого, однако, неясно. Волам на загривок надевали деревянное ярмо, одно на двух животных, по-старославянски оно назывались иго (это общее слово индоевропейского происхождения) или же ярьмъ. Смысловое различие этих двух названий, появившихся в X и XI веках, нам неизвестно».

* Русск. ВОЛ, В + ОЛ = иврит – В предлог, в, внутри + ОЛ иго, ярмо, бремя, обуза; т.е. в ярме, термин ОЛ (ь) – ярмо, употребляется в книгах Библии 19 раз. Связку ПЛУГ+ВОЛ, ТЕЛЕГА+ВОЛ (все термины еврейские) соединяет – ЯРМО.
Очевидно, что русско-болгарский термин ХОМУТ-ХОМОТ, своей графикой должен указывать на предмет (что это?), на общее слово-образ – ЯРМО, иго.

Вывод
Болгары и русские – иудеохристиане, их индивидуально-общественное мышление и сознание формировалось в рамках иудейской религиозной доктрины; согласно элементарной логике нужно рассмотреть термин в рамках Системы, терминологии иврита и библейского образного мира.

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ХОМУТ, ХОМОТ = ХО+МУТ, ХО+МОТ; у нас сразу же появляется рациональный (соответствующий вкладываемому в термин содержанию) термин иврита – МОТ ярмо, МОТА верхняя палка ярма.
Ярмо — деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота (волов) в запряжке волов заменяет хомут; в распространённом переносном значении: бремя, тяжесть, иго, в Библии ярмо часто служит символом угнетения.

* ХО = ивр. ХА (ГА) определительный артикль, в современном разговорном иврите произносится как «А», пишется слитно с существительными, применяется, когда предмет употребляется не в первый раз или предмет единственный в своём роде.

* МУТ = ивр. МОТ ярмо, оглобля, дышло; МОТА ярмо, верхняя палка ярма, гнёт, угнетение; также переводах – хомут, ошейник.

Русск., болг. ХОМУТ, ХОМОТ = ХО+МУТ, ХО+МОТ = иврит ХА определительный артикль + МОТ ярмо, оглобля, дышло; МОТА ярмо, верхняя палка ярма, гнёт, угнетение; термин прямо указывает (описывает) на предмет – ярмо.

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_246.htm

* См. стронг иврита 4132, МОТ

б) Библейский образ

* Наум 1:13: «И ныне Я сокрушу ярмо (МОТ) его, лежащее на тебе, и узы твои разорву».
* Левит 26:13: «Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы (МОТА) ярма вашего, и повел вас с поднятою головою».

Таким образом, проведя элементарное исследование, мы установили логико-историческую и лексическую связь термина с Программой европейского развития – Библией, которая охватывает всю жизнедеятельность человека, в том числе и хозяйственную. Лексикон Святого Писания заложен в наше сознание и мышление в результате тысячелетнего Церковного обучения и воспитания (многократно повторяемые проповеди и молитвы – основа памяти), нам остаётся только интерпретировать национальную лексику в соответствии с древней религиозной философией.

Источник